Вы встречали человека, которому поручили кондиционировать офис, магазин, кафе или другую общественно полезную площадь? Самостоятельно определить какое оборудование ему необходимо он не может, а многочисленные фирмы продавцы наперебой доказывают, что именно их решение это то, что надо. Какие же реальные альтернативы существуют на самом деле?
Итак, по порядку. Не спешите бросаться в объятия первого же человека с перфоратором. Прежде чем приступать к поиску техники, призванной обеспечить должный комфорт в вашем заведении, необходимо хотя бы примерно прикинуть требуемую мощность охлаждения. Сделать такую оценку по силам любому человеку, сохранившему в памяти хотя бы азы школьной программы по математике.
Для того, чтобы определить мощность кондиционеров, необходимо просуммировать все возможные теплопоступления для каждого из охлаждаемых помещений. Для этого полезно знать, что один человек при сидячей работе выделяет около - 0,15 кВт, а офисная техника превращает в тепловую энергию примерно 30 процентов потребляемой мощности (один компьютер выделяет 0,3 кВт, лазерный принтер - 0,4 кВт, копировальный аппарат - 0,5 кВт). Несколько сложнее с солнечным освещением, поскольку количество тепла проникающего через 1 кв.м. остекления сильно зависит от того, в какую сторону света смотрят ваши окна, и широты на которой расположен ваш населенный пункт. Понятно, что чем южнее, тем жарче, тем не менее, некоторые оценки все равно сделать можно.
Гораздо реже, но тоже случается, что дом имеет необычную планировку или просто стоит в раскоряку. Тогда стоит запомнить, что окна, выглядывающие на юго-запад или юго-восток, дадут 0,44 кВт на квадратный метр остекления, а северо-восток и северо-запад - 0,43 кВт. Однако теплопоступления через окна можно сократить примерно вдвое, используя обыкновенные светлые жалюзи, лучше всего белые. Они отражают свет. А вот тяжелые шторы вам точно не помогут. Когда они нагреются, будет еще хуже.
В том случае, если солнечного света недостаточно даже в дневное время, вместо него учитывают искусственное освещение. Обычно оно дает 30 Вт тепла на квадратный метр помещения.
Сложив все теплопоступления от освещения, находящихся в помещении людей и оргтехники, и взяв запас в 10 процентов, мы подбираем кондиционер, мощность которого превышает полученную цифру. Однако, не стоит забывать, что на 30 куб.м. помещения должно приходиться не менее 1 кВт холода. После того, как цифирь получена, можно приступить к поиску фирмы, которая выполнит ваш заказ.
Фирма веников не вяжет…
Выбор фирмы, которая подберет и установит оборудование – самый важный этап. Если ориентироваться только на предлагаемые цены, обязательно останетесь внакладе.
Прежде чем выкладывать деньги за кондиционер, обратите внимание на действия продавца-консультанта:
-
Если уже во время телефонной беседы вам заочно подберут подходящую модель и назовут ее стоимость, смело вешайте трубку.
-
Специалист обязательно должен побывать в помещении, добросовестно проделать все необходимые расчеты и только после этого подобрать Вам технику. Попросите подписанную копию расчетов и сверьте их с вашими. Полного совпадения наверняка не будет, но если приезжий «спец» не учел ориентацию окон или забыл про работающих в офисе сотрудников, трижды подумайте. Ну а если оборудование подобрано «на глазок», гоните его в шею!
Практика показывает, что продавцы обычных магазинов бытовой техники, занимающиеся продажами всего подряд не в состоянии грамотно подобрать технику. Хотя бы потому, что они не могут оставить свое рабочее место и выехать на объект.
В результате даже при хорошем монтаже качественного оборудования результат бывает отрицательным. Как только температура поднимается выше 23-25 градусов, кондиционер перестает справляться со своими обязанностями. Не случайно крупнейшие московские торговые дома, предлагающие в своих магазинах кондиционеры, все-таки завели для этой работы отдельный персонал, который и зимой работает по профилю, а не перебрасывается на продажу телевизоров.
Стоит иметь ввиду, что в сезон появляется куча мелких фирмочек, вообще не имеющих собственных монтажных бригад. Для этой цели они используют шабашников, съезжающихся со всего СНГ. Такие товарищи могут продавать кондиционеры по бросовым ценам обещать бесплатный монтаж и пятилетнюю гарантию. Врут. Минимальный комплект специализированного инструмента для установки сплит-систем стоит $3000-3500, а качественные комплектующие (медные трубки, теплоизоляция кронштейны для внешнего блока) до 10% от стоимости кондиционера. В тоже время шабашники «забывают» вакуумировать холодильный контур, дозаправку фреоном осуществляют на глазок, а соединительные медные трубки гнут плоскогубцами. Причем трубки и изоляцию берут подешевле. А ведь любое отклонение соединительных труб от круглого сечения грозит тем, что кондиционер не выдаст необходимой мощности.
В результате такой установки техника через некоторое время выходит из строя. Вот тут-то и выясняется, что фирма сняла офис на три месяца, а теперь от нее и след простыл. Хозяева до следующего сезона на ваши же денежки загорают на Канарах, а монтажники умотали пить горилку в родной Ивано-Франковск. Помните, если цена оборудования вместе с монтажом на $200-300 ниже, чем в заслуживающих доверия крупных фирмах, скорее всего вас накалывают. Сокращение стоимости возможно за счет более низкого качества монтажа, дешевых комплектующих и отсутствия гарантии. А ее кстати, дает не производитель, а фирма проводившая монтаж.
Поэтому, покупая кондиционер, обязательно обратите внимание на специализацию выбранной Вами фирмы и срок ее работы на рынке. Профессиональная организация занимается кондиционерами круглый год и зимой и летом, содержит несколько собственных бригад, а если и привлекает в сезон дополнительных сотрудников, то немного и только хорошо оснащенных инструментом профессионалов, с которыми сотрудничает не первый сезон.
Отдельное слово о крупных зачастую известных фирмах специализирующихся на МАССОВОЙ торговле недорогими «народными» кондиционерами. Естественно, что основную часть своего оборота эти фирмы делают летом, в жару. Стремясь максимально расширить свои монтажные мощности, они зачастую не уделяют должного внимания отбору сезонных бригад. Конечно, потом после сезонной горячки они исправляют их ошибки в рамках гарантии, но как говорят в Одессе, Вам это надо? Тем более, что далеко не все можно починить. Так что, будьте бдительны - под вывеской известной фирмы иногда можно получить не очень качественные услуги. Причем наличие лицензий и сертификатов не дает никаких гарантий, т.к. в этой новой области наши контролирующие органы пока не в состоянии правильно оценить уровень фирмы. Громкое имя дает, конечно, уверенность, но не всегда защищает от халтуры в пик сезона.
В этих условиях хорошим ориентиром может служить членство приглянувшейся Вам фирмы в профессиональных Ассоциациях, например АПИК (Ассоциация Предприятий Индустрии Климата) или АВОК (Ассоциация инженеров по Вентиляции Отоплению Кондиционированию). Есть подобное объединение и в Петербурге – это Академия Холода.
Офисные помещения
Итак, вернемся к оборудованию. Самый простой, но зачастую не самый лучший способ охладить офис - покупка сплит-систем с внутренними блоками настенного типа. Найти подрядчика на такую работу проще всего, благо фирм предлагающих простейшее оборудование в Москве более трех с половиной сотен плюс многочисленные шабашники.
Достоинств у такого варианта только два - быстрота исполнения и низкая стоимость, зато минусов намного больше:
-
Прежде всего - это испорченный архитектурный облик здания, ведь даже десяток внешних блоков может порядком изуродовать фасад здания. Недаром в Санкт-Петербурге вывешивать наружные устройства на всеобщее обозрение запрещено законодательно.
-
Второй отрицательный момент связан с плановой заменой отработавшей свой срок техники. Вся беда в том, что один кондиционер прослужит пять лет, а его сосед оказавшийся в комнате переговоров все восемь. В результате в течение долгого времени ваш офис станет “вторым домом” для сервисной службы компании продавца.
-
Особенно неразумно использовать маломощные сплит-системы с внутренними блоками настенного типа, если офис состоит из крупных комнат, насыщенных людьми и оборудованием. Ведь в этом случае для того, чтобы создать приятную прохладу в каждом помещении потребуется сразу несколько таких кондиционеров.
Данные проблемы лучше решить следующими методами:
-
Намного разумнее, а зачастую и дешевле использовать полупромышленные сплит-системы с внутренними блоками кассетного, канального, напольно-потолочного или колонного типа. Максимальные расстояния между блоками у таких кондиционеров могут достигать 35-50 метров, что позволяет убрать внешние блоки с глаз подальше. К тому же мощная техника обычно отличается большим долголетием.
-
А вот при большом количестве мелких помещений выходом из положения могут стать мультисплит-системы. В этих кондиционерах с одним наружным блоком работает от двух до пяти внутренних, а потому ущерб внешнему виду здания можно свести до минимума. Даже если необходимо создать комфорт в полутора десятках помещений можно обойтись всего тремя-четырьмя внешними блоками, которые в большинстве случаев можно вынести во двор.
-
Можно поступить и по-другому - использовать один, два или более мощных канальных кондиционеров, которые распределяют прохладный воздух по системе воздуховодов, а потому могут создавать комфорт в нескольких помещениях. Единственное существенное неудобство - невозможность регулировать температуру в каждом из охлаждаемых помещений. В принципе, эту проблему можно решить с помощью дополнительной автоматики, но это достаточно дорогое удовольствие - дополнительные $200-300 на каждое помещение.
Магазины, кафе и рестораны.
Как правило, большинство магазинов имеет большой торговый зал, в котором находятся продавцы и покупатели. Чаще всего он имеет обширное остекление, а если магазин продовольственный жару добавляют витрины, холодильники и прочее оборудование, которое морозит свою утробу и греет помещение.
Чтобы справится с такой прорвой тепла обычно требуется мощная техника. Особенно хорошо в таких заведениях уживаются сплит-системы канального и кассетного типа:
-
Они могут располагаться в подвесном потолке над центром торгового зала, что позволяет создавать в помещении максимально ровный температурный фон.
-
Если же фальшпотолок отсутствует подойдут и сплит-системы с внутренними блоками потолочного типа. Кстати если торговый зал имеет сложную, например угловую или сильно вытянутую форму, стоит использовать мультисистемы созданные на базе подобного оборудования. В этом случае к одному очень мощному внешнему блоку подключается два-четыре внутренних, работающих в одном и том же режиме. Обычно это обходится на 10-25 процентов дешевле, чем использовать несколько кондиционеров той же суммарной мощности. А вот развешивать по торговым залам десяток внутренних блоков настенного типа не стоит. Проиграете и в цене, и в надежности, и по внешнему виду.
Примерно то же самое можно посоветовать и при кондиционировании кафе и ресторанов, но есть и свои особенности.
Не стоит гасить теплопоступления от кухонного оборудования с помощью кондиционера - разоритесь. В этом случае куда эффективнее вытяжной зонт. Ну, а если посетителей вашего заведения тянет потанцевать - стоит учесть, что в движении человек тратит энергию гораздо интенсивнее. При медленном танце - 0,25 кВт, ну а при быстром кто на что горазд. Однако выдавать более 0,5 кВт могут только олимпийские чемпионы на финише стометровки.
Если же подобные развлечения не предусмотрены, и столики стоят очень плотно, стоит подумать о том, чтобы приобрести сплит-систему колонного типа. Она может иметь большую охлаждающую способность и в тоже время не простудит посетителей. Правда, для этого ее внутренний блок необходимо поставить так, чтобы прохладный воздух направлялся в проход.
Источник : Климат Клуб