В этом году мы уже целых два раза успели наслушаться людей, которые обещали нам, что они, мол, учли все ошибки и что вторая часть их кинопроекта уж точно будет лучше точно первой. Что у них получилось в итоге — лишний раз рассказывать не стану. Поэтому когда похожие речи донеслись из-за океана, в связи со скорой премьерой фильма «Ангелы и Демоны», отношение к этому было поначалу довольно скептическое.
Надежду на лучшее оставляло только то, что в Голливуде свое дело, всё-таки, должны знать лучше. Ну а Хэнкс с Ховардом профессионалы высокого уровня и уж если они говорят «Вторая картина понравится вам больше», значит они знают, о чем речь.
Действительно, разницу можно было начать замечать еще на этапе публикации скриншотов. Если материалы к «Коду да Винчи» предлагали, в основном, разные ракурсы Тома Хэнкса и Одри Тоту в темных нарядах, то фото «Ангелов и Демонов» радовали яркими красками кардинальских одежд, сценами в Большом адронном коллайдере и некоторыми намеками на динамичность.
И предчувствия не обманули. С динамичностью и закрученностью сюжета здесь всё в порядке. Начать хотя бы с того, что почти все происходящее в ленте — это события одного вечера в Риме. Вечера, когда после кончины понтифика Католической церкви кардиналы собираются на конклав, где они должны избрать нового Папу. И когда старинное тайное общество иллюминатов — давние враги Церкви — похищает четырех преферити, главных претендентов на священный трон. Именно это дело и приходится распутать профессору Лэнгдону, которого после прошлой истории Церковь по-прежнему не любит, но уважает и «считает персоной значительной». Не обходится, по правилам драматического строения сюжета, и без прекрасной помощницы, которой теперь становится сотрудница Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN).
Кстати, по поводу «прошлой истории» и Виттории — как знают все, более-менее знакомые с романами Дэна Брауна, книга «Ангелы и демоны» предшествует «Коду да Винчи» и в ней отношения между героями, так скажем, выходят за рамки партнерских. В кино же «Ангелы и демоны» стали полноценным сиквелом, а от романтики не осталось ни следа. На это у персонажей просто нет времени. Ведь кардиналов начнут убивать с 20:00 и каждый час до полуночи. И как сказал на предпремьерной пресс-конференции в Риме сам Том Хэнкс: Мы никак не могли понять, где и когда нам лучше начинать обжиматься. В покоях Папы Римского, что ли?».
Да и не только в этом все читавшие заметят, что немалое сценаристами было придумано заново. Что ж, жанр приключений не обязывает к точному следованию первоисточнику и, как можно видеть, все изменения пошли фильму только на пользу. Заскучать не получится ни на минуту, даже в моменты копаний в архивах) Побегать профессору сотоварищи приходится немало, так что за два с лишним часа экранного времени мы получим настоящую экскурсию по достопримечательностям Вечного города. И надо отдать должное оператору и режиссёру — они не сосредотачиваются исключительно на лицах героев и дают зрителям возможность насладиться видами. Уже одно то, как это сделано и какими на экране предстают Сикстинская капелла или Собор Святого Петра, не оставит равнодушным после просмотра.
Другое дело, что если отвлечься от красот Рима и бодрого действа, да прислушаться и присмотреться к некоторым деталям, то можно прийти в веселое недоумение. Люди, хорошо знающие столицу Италии, могут слегка запутаться в предлагаемой географии, знатоки старинных хроник уже составляют длинный список исторических ляпов, физики откровенно смеются над всем, что касается Коллайдера и антиматерии. Известно, кстати, что пара незначительных для сюжета моментов была и вовсе вырезана из финальной версии из-за полного своего несоответствия действительности.
Но надо признать — то, что делают с нами в «Ангелах и демонах» операторы, монтажеры, специалисты по спецэффектам, компьютерному воссозданию реальности и прочие мастера, заставляет хотя бы на время забыть о развесистой клюкве, растущей тут и там. К тому же если и Тому Хэнксу не до особенной актёрской игры — его герой либо бегаетлибо раздумывает над очердной загадкой, то такие люди, как Стеллан Скарсгард, Армин Мюллер-Шталь и, конечно, Юэн МакГергор вполне позволяют насладиться их мастерством.
Без похвал не останется и режиссёр — не самый удачный, возможно, сценарий он украсил множеством эффектных приемов, даже из простой поездки по городу создавая экшн, и проследил, чтобы каждая сцена в фильме, даже если это просто очередной тайный ход, была подана как минимум красиво.
Вот что никак нельзя не отметить так это идеалогическое направление ленты. Не могу, к сожалению, знать, что было в книге Дэна Брауна, но в фильме «Код да Винчи» мы видели явственные антиклерикальные, чуть ли не богоборческие мотивы. Которые тут сменяются на прямо противоположные. Теперь Католическая церковь — единственный, если можно так выразиться, «персонаж», который в конце остается весь в белом. То есть, на наших глазах герой, профессор Лэнгдон, идет по пути к обретению веры и если в начале он и кардиналы смеривают друг друга снисходительными взглядами, то к концу на них разве что свет умиротворения не проливается. Интересно знать, что придумает Дэн Браун в своей новой книге, которая, несомненно, тоже будет экранизирована, и не продолжит ли герой свой путь к Богу? В этом, собственно, нет ничего плохого, но на фоне «революционных» взглядов «Кода да Винчи», благодаря которым она и стала так популярна, выглядит странновато.
Также на будущее хочется обратиться к авторам и насчёт женщин в кадре. Честное слово, им можно уделять и чуть побольше внимания. В «Коде да Винчи» главный роматический символ современного французского кинематографа — красавицу Одри Тоту — по степени эмоциональной красоты удалось сровнять со стенкой, то в «Ангелах и Демонах» Виттория и всовсе больше чем придаток к профессору не рассматривается. Замени её с самого начала на мужчину — никто бы особенно и не заметил. Единственное взаимодействие между героем и героиней намечается, когда у нее при взгляде на него в голове как будто что-то путается и она — образованная, в принципе, женщина — начинает забывать известные вещи. И то это скорее вынужденная мера сценаристов, ищущих способы объяснять каждый упомянутый в картине факт.
по материалам "Кинопоиск"