Сжатый воздух как энергоноситель имеет достаточно широкое применение. Привод различных пневматических механизмов, пескоструйная обработка, покрасочные работы – список можно продолжать бесконечно. Поэтому рынок компрессоров – машин для производства сжатого воздуха – так многообразен, что порой трудно сделать правильный выбор. Именно этой цели и посвящена данная статья, её задача – помочь сориентироваться, понять, оборудование какого класса необходимо в конкретном случае, в конечном итоге минимизировать свои затраты. Поскольку гамма выпускаемых компрессоров весьма разнообразна, мы рассмотрим диапазон, ограниченный по давлению 40 атм, по производительности – 50 м3/мин. Это наиболее востребованные компрессоры, применяющиеся повсеместно.
Итак, рассмотрим вначале самые маленькие компрессоры – так называемый бытовой класс. Это поршневые компрессоры, как правило, соединенные с электродвигателем соосно через муфту. Потребляемая мощность не превышает 2,25 кВт, давление – до 8 атм, цена – порядка 12-16 тыс.руб. Предназначены они в основном для эпизодического использования, продолжительность работы не превышает 10 мин в час (в противном случае они перегреваются и быстро выходят из строя). Ни в коем случае не годятся для круглосуточной работы. Такой компрессор хорошо иметь в гараже для подкачки шин, покраски, продувки, не более того. Удобны для транспортировки, мало весят, как правило, имеют встроенный регулятор давления. Размер воздухосборника – от 6 до 100 л. К недостаткам можно также отнести повышенный шум при работе и большой унос масла. Имеются компрессоры без смазки цилиндро-поршневой группы, они удобны для покраски, поскольку при сжатии масло в воздух не попадает. Однако ресурс таких машин несколько ниже, чем у машин со смазкой. В основном данная группа представлена компрессорами итальянского производства, фирм FIAC, FINI, а также российского завода АСО.
Следующая группа – полубытовые компрессоры (с тем же успехом их можно назвать полупрофессиональными). Поршневые компрессоры с ременным приводом, компрессионный узел (головка компрессора) – либо из чугуна (это предпочтительнее), либо из алюминиевых сплавов. Эти машины уже посерьезнее, позволяют получить давление до 16 атм, производительность до 2 м3/мин. Комплектуются ресивером объемом от 50 до 100 л. Плохо приспособлены для круглосуточной работы. Достоинством является их относительно невысокая стоимость по сравнению с винтовыми (диапазон цен – от 300 до 2 500 у.е.), простота конструкции. Недостатки – сравнительно небольшой ресурс, необходимость периодических ремонтов (в основном замена колец и клапанов), высокий уровень шума, большое содержание масла в сжатом воздухе и соответственно унос масла, невысокая экономичность. На рынке представлены компрессоры в основном итальянского, белорусского и российского производства. Примеры- серия компрессоров Aircast (с чугунной головкой) белорусского производства, компрессоры АСО – российского.. Необходимо отметить тот факт, что производительность поршневых машин этого класса (и бытовых тоже) указывается обычно по всасыванию, чтобы подсчитать реальную производительность эту цифру нужно умножить на 0,8. Это связано с влиянием “мертвого объема” и повышением температуры сжимаемого воздуха. Привод компрессоров в основном электрический, однако есть исполнения с дизельными и бензиновыми двигателями, что иногда бывает очень удобно, к примеру, для строителей. Действительно, когда рабочие места удалены одно от другого, удобнее иметь три компрессора с производительностью, достаточной для привода отбойного молотка, чем один большой компрессор (ПКСД или ЗИФ) на три молотка, тем более что по цене это практически одно и тоже. Компрессоры этого типа уже могут применяться для промышленных целей (небольших производств, автосервисов и т.д.), однако не должны работать более 30 мин в час. Вообще данный класс машин часто выступает как более дешевая альтернатива винтовому , либо поршневому компрессору промышленного исполнения, при недостатке средств. Однако никогда не следует забывать о том, что чрезмерная экономия на компрессорном оборудовании может привести к высоким эксплуатационным расходам и частым простоям оборудования по причине ремонта компрессора. Вопрос о возможности применения данных компрессоров для промышленного производства достаточно серьезен и решается в зависимости от конкретных условий. Как правило, в подавляющем большинстве случаев применения эксплуатационные расходы в расчете на 2 года работы значительно превышают аналогичные расходы при эксплуатации компрессоров промышленного исполнения.
Следующая группа- компрессоры промышленного исполнения, предназначенные для круглосуточной эксплуатации.
Промышленные поршневые компрессоры производят, к примеру, компании BOGE Kompressoren (Германия), Ingersoll Rand, Atlas Copco. Из отечественных производителей можно назвать такие заводы, как “Пензкомпрессормаш”, “Борец”, “Компрессорный завод” (Краснодар), “Уралкомпрессор”. Достоинство данных машин – прежде всего достаточно высокая экономичность (малый удельный расход электроэнергии). Недостатки – большая материалоемкость, необходимость в фундаменте, высокий уровень шума и вибрации. Часто требуют водяного охлаждения. Диапазон производительности – от 110 л/мин до 6,2 м3/мин. Диапазон рабочего давления (изб.)- от 8 до 40 атм. Варианты электродвигателей – однофазные и трехфазные.
Винтовые компрессоры – оптимальный выбор для промышленного предприятия с требуемым расходом 0,2 – 50 м3/мин и давлением до 13 атм. Вот список только основных их преимуществ:
Меньшая масса и габариты по сравнению с поршневыми компрессорами.
Высокая надежность (гораздо меньшее количество деталей, чем в поршневом компрессоре, нет клапанов и поршневых колец, которые являются наиболее быстроизнашиваемыми деталями, малое количество подвижных частей).
Быстроходность, малая металлоемкость.
Низкий шум (компрессоры оборудованы шумопоглощающим кожухом).
Малая вибрация из-за отсутствия частей, совершающих возвратно-поступательное движение.
Меньшие колебания давления нагнетания на нагнетании.
Воздушное охлаждение (водяное охлаждение не дает практически никаких особых преимуществ, устанавливается опционально).
Возможность обеспечения степени сжатия в одной ступени до 13 атм.
Отсутствие необходимости в фундаменте – из-за низкого уровня вибрации, см. выше.
Простота и удобство обслуживания и эксплуатации. Обслуживание винтового компрессора (смена фильтров и масла) производится раз в 2000 часов- для компрессоров, использующих минеральное масло (например, Airpool). Высоконадежные компрессоры предполагают значительно более длительные интервалы межсервисного обслуживания (например, срок замены синтетического масла Syprem 8000S в винтовых компрессорах BOGE Kompressoren составляет 9000 часов работы!). В межсервисные интервалы компрессор не требует присутствия персонала.
Максимальная приспособленность для длительной непрерывной работы. В условиях длительной непрерывной работы винтовой компрессор просто незаменим, поскольку при работе винтового компрессора износа винтов практически нет – между ними образуется масляный клин, тонкая пленка, исключающая трение. Небольшой износ винтов возможен только в краткий момент пуска, когда может произойти касание поверхностей винтов, а масляный клин между ними еще не сформирован. В поршневых машинах износ поршневых колец и клапанов происходит постоянно.
Малый унос масла – не более 1-3 мг/м3 .
По экономичности современные винтовые компрессоры ни в чем не уступают поршневым машинам промышленного класса. По цене они дороже поршневых машин, однако при интенсивной эксплуатации, с учетом всех эксплуатационных расходов разница в цене очень быстро окупается. Кроме того, винтовые компрессоры отличаются высокой надежностью, что особенно важно в тех случаях, когда простои оборудования по причине ремонтов компрессора ведут к значительным финансовым потерям (иногда превышающим стоимость компрессора).
Остальные типы компрессоров в данном диапазоне получили значительно меньшее распространение по разным причинам, и рассматривать возможность их применения, пожалуй, нецелесообразно. Интерес представляют спиральные компрессоры, однако, при всех своих преимуществах, это достаточно дорогие машины, их применение должно быть экономически обоснованно.
Мы привели здесь лишь общий обзор рынка компрессоров, ни в коем случае не претендующий на полноту. Вообще выбор компрессора, правильный выбор производительности и давления, это достаточно серьезное дело, подходить к нему нужно взвешенно, оценивая все факторы, а не руководствуясь только лишь ценой.
catshi.kiev.ua