По главной улице без «мигалки»...
1 янв 1970 03:00 2466
По главной улице без «мигалки»...
Наверняка сложно будет найти в потоке транспортных средств водителя, который, скажем так, более-менее лестно отозвался бы об инспекторах Государственной автомобильной инспекции. Так уж исторически сложилось, что не любят автомобилисты гаишников (впрочем, так же нелицеприятно водители думают и о пешеходах). Но, объективности ради, зададимся вопросом: а как сами водители ведут себя на дорогах и что думают о них гаишники?

Наш очередной эксперимент заключался в том, что журналист отдежурил пару часов вместе с патрульным экипажем ГАИ города. Просто понаблюдал со стороны за тем, как водители соблюдают элементарные нормы ПДД, как реагируют на то, что их останавливают инспектора Госавтоинспекции.

Итак, место действия - Кировоград, квартал улицы Карла Маркса, напротив здания горисполкома. Время действия - около шести часов вечера. Здесь установлены знаки «проезд запрещен» (в рабочие дни с 6-00 до 21-00) и «стоянка запрещена». Думаете, эти знаки водители сильно «празднуют»? Никак нет. Под запрещающий знак едут все, кому не лень, а обочина дороги сплошь заставлена машинами. Казалось бы, мелочи, но именно такие, несущественные, на первый взгляд, нарушения как нельзя лучше демонстрируют наплевательское отношение участников дорожного движения к общим для всех правилам.

Мои коллеги по рейду - инспектора ГАИ - уверены: причина такого поведения водителей - безнаказанность и безответственность. Предусмотренная законодательством кара за подобные нарушения - устное предупреждение или штраф размером аж от 3 грн. 40 коп. до 8 грн 50 коп! Само оформление нарушения, составление протокола и дальнейшее рассмотрение административного правонарушения в суде обходится государству в разы дороже, чем сумма штрафа.

Под знак проезжает очень много машин, всех водителей все равно не остановишь для составления протокола, нет такой физической возможности. Те же, кого инспектора тормозили, были действиями гаишников крайне недовольны. Водитель такси «059» очень возмущался, что остановили именно его. Вон сколько частников нарушают, почему их не тормозят?! Почему остановили находившегося при «исполнении» таксиста?..

Похожая ситуация и со стоянкой в неположенном месте. Штраф - те же 3,40-8,50. Это притом, что услуги платной парковки владельцу железного коня обойдутся в 2-3 гривни за час. Понятно, что водителю проще всего оставить свою машину под знаком. А то, что при этом он нарушает правила, такого автомобилиста совершенно не волнует.

- Если машина останавливается под запрещающим знаком, - рассказывает инспектор ГАИ, - я просто подхожу предупредить водителя. Некоторые сразу же уезжают, некоторые - соглашаются на составление протокола. Большинство же водителей оставляют автомобиль у тротуара и уходят. Я же не могу возле одного авто стоять целый день и ждать водителя, когда он вернется...

Регулярно такую бесплатную парковку под знаком «стоянка запрещена» на участке дороги возле дома с колоннами обустраивают работники горисполкома. Похоже, они думают, что высокий статус госслужащего или еще более высокий статус обладателя крутой тачки освобождают их от соблюдения правил дорожного движения. В вечер дежурства под запрещающим знаком не менее часа ждали своих владельцев джип «Лексус» ВА 0780 АА и джип «Тойота Крузер FJ» ВА 3334 АИ.

Очень часто, остановив едущий по центральной улице города автомобиль, инспектор ГАИ рискует услышать в свой адрес поток оскорблений типа: «Ты на кого посмел жезл поднять?!» Наверняка водителем окажется чиновник, либо депутат одного из органов местного самоуправления, либо хороший знакомый (или знакомая) депутата, а то и помощник депутата или парикмахер любимой собаки депутата. Вместо того, чтобы тихо-мирно признать свою вину (и согласиться на непомерный для депутатского бюджета штраф в 3,40 грн.), нарушители предпочитают посылать гаишника куда подальше.

На своем рабочем сленге такую категорию нарушителей инспектора ГАИ называют «позвоночными», от слова «звонить». «Позвоночный» не спешит предъявлять права и техпаспорт, а сразу же хватается за телефон и начинает названивать куда-то там «наверх», параллельно рассказывая, кто он (она) такой (такая) и что будет несчастному гаишнику, если его (ее) тут же не отпустят, пожелав счастливой дороги. По своему опыту гаишники знают, что из общего количества вольготно разъезжающих по Карла Маркса водителей «позвоночных» - процентов девяносто.

При мне инспектор остановил возле магазина «Реал» «Шкоду» светлого цвета, водитель которой поехал дальше, показав «корочки» судьи. Чуть позже патрульный попробовал направить на путь истинный водителя автомобиля «Чери Амулет» черного цвета (номер ВА 8659 АI), который остановился в неположенном месте. Пассажир автомобиля тут же принялся жаловаться в мобильный: «Дядя Коля, нас тут твои коллеги остановили...»

Инспектор ГАИ с 15-летним стажем говорит, что чаще всего правила нарушает молодежь в возрасте 20-30 лет. Опытные водители редко спорят с представителями Госавтоинспекции, почти всегда признают свою вину. Молодежь же, особенно та, кому машина досталась в качестве подарка от родителей или спонсоров, ведет себя по-хамски, оскорбляет, угрожает... В последнее время на дорогах появилось очень много «кредитных» автомобилей, управляют которыми водители без стажа и опыта. Ведут они себя на дороге соответствующе: нервно и нагло. И управы на злостных нарушителей нет никакой. Допустим, составит гаишник протокол, поступит дело об административном правонарушении в суд, толку-то от этого? Наши суды и так завалены делами выше головы, некогда им разбираться с копеечными штрафами.

Комментируя ситуацию вокруг наказаний за нарушения правил дорожного движения, председатель Верховного суда Василий Онопенко справедливо отметил, что государство само создало систему, поставившую безнаказанность на поток. «В этой системе нет места ключевому принципу - неотвратимости наказания за содеянное, - сказал Онопенко. - Оформленные работниками ГАИ нарушители просто не приходят в суд и не платят штрафы. И дело не в том, что суды действительно загружены. И что из семи миллионов дел, рассмотренных в 2006 году украинскими судами, более четырех миллионов имеют отношение к ДТП. Сами судьи часто предпочитают не задействовать механизм исполнения решений, который не окупается суммой штрафа».

Доказательством порожденного безнаказанностью беспредела на дорогах служит и официальная статистика. В 2001 году, до принятия закона, перенаправившего рассмотрение всех случаев нарушения правил дорожного движения в судебные инстанции, штрафов было выписано на 139 млн. гривен (взыскано 131 млн.). В 2006 году суммы штрафных санкций уменьшились в разы: составлено протоколов штрафов на 65 млн., взыскано ...19 млн. При этом значительно выросло количество ДТП, а также пострадавших и погибших в них.

И смех, и грех

Штрафы в Украине действительно малы до неприличия. Не так давно произошел в Кировограде следующий инцидент. Возле кафе «Камелия» водитель легкового автомобиля создал аварийную ситуацию, в результате чего столкнулись две машины. Ударились не сильно, обошлось без пострадавших. Дело передали в суд, который определил виновнику аварии наказание по всей строгости закона - 50 гривен (согласно соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях, наказание находится в пределах «вилки» 34-51 гривня). Рассказывают, что нарушитель, которым оказался прокурор в отставке из Белоруссии, выйдя из зала суда, долго смеялся. В его стране за опасное вождение и создание аварийной ситуации (в которой могут погибнуть люди!) он получил бы штраф не менее 300 долларов. В той же Белоруссии пешеход, переходя дорогу в неположенном месте, рискует быть оштрафованным на 75 долларов...

В Украине же даже самое грубое нарушение ПДД - вождение в нетрезвом состоянии, потенциальному убийце за рулем обойдется в 255-340 гривен! В то же время, если водитель откажется пройти медицинское освидетельствование непосредственно в момент, когда его остановит инспектор ГАИ (нонсенс, но водитель имеет такое право!), через месяц-два в суде доказать вину автомобилиста практически нереально!

Буквально за день до нашего рейда этот же патруль ГАИ остановил возле рынка «Босфор» автомобиль «Крайслер», как-то подозрительно передвигавшийся по проезжей части. Водитель проехал на красный свет светофора, остановился на зеленый прямо на пешеходном переходе. Как потом выяснилось, за рулем находился изрядно выпивший известный в Кировограде предприниматель, когда-то успешно «работавший» на ниве рэкета. Когда инспектора Госавтоинспекции попытались выяснить причину такого неаккуратного вождения, началось светопреставление. В адрес работников ГАИ прозвучал, наверное, весь набор нецензурной брани, существующей в русском языке, посыпались оскорбления и угрозы физической расправы. Водитель отказался предоставить документы и проходить медицинское освидетельствование. В присутствии двух понятых гаишники составили протокол, свидетели написали объяснения, дальше с нарушителем будет разбираться суд. Но даже если судья решит дело не в пользу «авторитетного» бизнесмена, как вы думаете, станет ли штраф в 350 гривен для водителя машины ценой 30-35 тысяч евро уроком на будущее?..

- Я считаю, что такой штраф для владельцев дорогих автомобилей - сигнал к тому, что можно пить дальше, - говорит инспектор ГАИ. - Сумма незначительная, особенно для тех, кто ездит на машинах стоимостью в десятки тысяч долларов. Объективным было бы наказание в виде денежного штрафа не менее 3000-3500 грн. (в десять раз больше, чем сейчас) и обязательное лишение водительских прав на срок не менее 1 года.

Хотя, сядет человек пьяным за руль или нет, больше определяется совестью автомобилиста. А этот фактор не зависит от года выпуска и стоимости машины. Вчера мы остановили проехавшего под знак водителя «Москвича-412». За рулем был подвыпивший мужчина лет 60.

Для справки: в России штраф за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения составляет 360 евро, в Польше - 1400 евро.

Вместо послесловия

Пока патрульный автомобиль ГАИ дежурил возле горисполкома, водители, до этого нагло игнорировавшие знак «стоянка запрещена», действительно уехали от греха подальше. Когда же патруль перебрался в другую часть города, все вернулось на круги своя. Под знаком вновь выросла стоянка целой вереницы машин, как будто отсутствие милицейского авто и работников ГАИ автоматически отменило действие правил дорожного движения...

Украина-Центр