Начиная с мая текущего года кировоградцы видят на улицах города пешие и автомобильные патрули Новой Национальной Полиции, Закон о которой вступил в силу еще 6 августа 2015 года.
И, хотя Закон о милиции полностью потерял свою силу еще 6 ноября 2015 года и многие водители успели отдохнуть от бдительного надзора ГАИ, начало действия новой службы вызывает не меньшее опасения и недоумение автолюбителей. Какими полномочиями обладают новые патрульные? Чем они отличаются от ГАИ? На какие улучшения можно рассчитывать? Об этом детально разберемся в настоящей статье.
Несомненно, дорожная патрульная служба советского и постсоветского образца требовала множества корректировок, переквалификации и реорганизации. Безмерно растущая коррупция, недостаточное знание законодательства, превышение служебных полномочий – это лишь малая часть недостатков, искоренить которые любыми способами было достаточно не просто по причине консервативного подхода властей к устоявшейся годами системе. Вполне вероятно, что каждый водитель на дороге хотя бы однажды сталкивался с несправедливостью блюстителей порядка на трассе. Но давайте посмотрим на канувшую в Лету службу с точки зрения законодательства и кратко опишем их непосредственные обязанности, возможности и полномочия.
Невозможно представить дорожного патрульного без автомобиля. В этом есть логика. Но если упомянуть, что большинство патрульных экипажей встречались нам именно на обочине или вблизи парковок, то возникает справедливый вопрос – как патруль намерен догнать нарушителя ПДД?
Одной из вредных привычек ГАИ было патрулирование дорожного движения в противоречивых местах, где дорожные знаки скрываются за растительностью, а то и вовсе отсутствуют. Нередко инспекторы позволяли себе воспользоваться юридической неграмотностью водителя, поверхностным знанием правил дорожного движения и прочим. Хотя непосредственные обязанности патрульного выглядят приблизительно следующим образом:
В случае, когда имеет место административное нарушение, инспектору разрешается задержать транспортное средство с последующей доставкой на штрафную площадку, изымать поддельные документы и оказать физическое воздействие вплоть до огнестрельного оружия.
Как новые законы изменили отношения между водителями и новоиспеченными патрульными, видно из списка их обновленных обязанностей и полномочий.
Большие изменения в системе штрафования водителей принесла система автоматической видеорегистрации на дорогах Украины. Согласно системе каждому водителю-частному лицу разрешается совершить нарушений ПДД на 150 баллов в год. По превышению данного показателя владельцу авто выписывается штраф без составления протокола, зачастую в минимальном размере. Это правило не распространяется на юридических лиц, иностранцев и граждан без гражданства. Примечательно, что списывают баллы именно с владельца, а не лица за рулем на момент нарушения, что впрочем может быть обжаловано в случае незаконного изъятия нарушителем транспорта у его законного владельца. Таким образом, из вышесказанного следует, что новые закон о ПДД не учитывает личную административную ответственность водителя на момент нарушения, а возлагает всю ответственность на хозяина ТЗ. Правильно ли это – судить каждому.
Что касается полномочий новой патрульной службы, новоизданный закон существенно расширяет их возможности. Полицейским предоставляется возможность проводить поверхностный осмотр и тщательный досмотр физического лица и его транспортного средства в целом ряде случаев:
При этом в Законе не прописаны конкретные положения, на основании чего патрульная служба имеет право подозревать тех или иных лиц и т.д. таким образом, патрульная команда полиции может на свое усмотрение останавливать любой автомобиль, подозреваемый в каком-либо правонарушении. Фактически количество возможных причин для остановки сократилось до 9, но полномочия патрульного инспектора при этом расширились до максимального уровня.
Еще одним открытым вопросом остается для водителей обработка видеоматериалов нарушений с дорожных видеорегистраторов. Полная автоматизация исключается существующим Законом, по причине чего рассмотрение случаев происходит вручную самими патрульными. Итак, даже в обработке данных о нарушениях присутствует человеческий фактор.
В новых ПДД упразднению подлежит черно-белый жезл инспектора ГАИ, что на первый взгляд выглядит привлекательно. На практике же отсутствие светоотражательных элементов в форме патрульного и попытки останавливать транспорт взмахом руки противоречат правилам безопасности пешеходов на обочине в темное время суток.
Как видите, различий между алгоритмом действия дорожно-патрульной службы старого образца и Новой полиции более чем достаточно. Насколько логичны и целесообразны изменения в правилах дорожного движения и обязанностях инспекторов, мы сможет оценить в ближайшее время. На сегодняшний день новая, еще не устоявшаяся система продолжает вселять надежду о том, что европейский уровень жизни возможен и в нашей стране. Вполне вероятно, что путем проб и ошибок украинские парламентарии не только приблизят правоохранительные органы к образцу полиции в развитых странах, но и создадут собственную самодостаточную систему.