Несмотря на заметное отставание Украины от большинства европейских стран в отрасли стартапов, мы все же являемся кое в чем первыми. Вот уже несколько лет подряд украинская торговля в интернете показывает ежегодный прирост в треть, благодаря чему занимает лидирующие позиции на восточноевропейском рынке.
Более того, по темпам развития наш рынок обгоняет любую из европейских стран. Что стало толчком для массового интернет-предпринимательства и какие перспективы бизнеса? Рассмотрим более детально.
В 2015 году более 3,7 миллионов украинцев стали клиентами интернет-магазинов, что равно 17 процентам от общего числа пользователей информационных сетей. Доля покупок, совершенных с мобильных телефонов и планшетов, составляет не менее 40%. Основная масса покупателей – молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Половина из них – с высшим образованием.
Лидерами интернет-коммерции в 2015 году, так же как и в этом, стали категории «Бытовая техника и электроника» и «Мода». В категории техники первые места в рейтинге принадлежат таким крупным интернет-ритейлерам как Rozetka.com.ua, allo.ua и f.ua. любители модных покупок отдают предпочтение интернет-платформам ModnaKasta, LeBoutique, Lamoda.
На сегодня доля интернет-торговли в сегменте розничной торговли в стране равен всего 2 процентам. В европейских странах этот процент значительно выше – 15% в Великобритании, 13% - в США, 12% - в Германии. Это говорит лишь о том, что интернет-предприниматели могут воспользоваться рядом колоссальных преимуществ – быть первыми в своей отрасли на украинском рынке, расти и совершенствовать свой бизнес, предоставлять удобные способы использования, например мобильные приложения.
Первые интернет-платформы для торговли возникли еще в 1990 годах. Но предпосылок для их развития было недостаточно – малое количество пользователей сети, отсутствие курьерской доставки, посредственная налаженность банковских систем и прочее.
Первым этапом развития полноценной интернет-коммерции можно считать 2000-2005 года. Именно тогда появилась первая курьерская служба «Новая почта». На этот же период припадает развитие мобильной связи, снижение цен на компьютерное оборудование и связь и появление первой крупной платформы – Розетки. Сейчас это уже не просто магазин бытовой и компьютерной техники, а целый маркетплейс, подключающий к своему ресурсу массу других партнеров и использующий зарубежные инвестиции.
Последующие годы (2005-2008) лишь укрепили возможности как интернет-предпринимательств, так и населения. Дешевые цены на домашний интернет, высокая платежеспособность населения подняли сферу до уровня лидирующих на рынке наряду с аграрной промышленностью.
Период до 2014 года был рассветом сферы. Некоторые крупные интернет-магазины достигали прироста товарооборота в 30 раз в течении одного года. В пример можно поставить модный портал modnaKasta. Количество посылок клиентам в этот период мог составлять около 300 тысяч в месяц.
На сегодняшний день отрасль достаточно неплохо держится на плаву на фоне всеобщего кризиса. Впрочем, владельцы интернет-магазинов не спешат вкладывать больше средств в развитие из-за неясности экономической картины. Многие предпочитают временную стагнацию возможным убыткам.
Если сравнивать уровень интернет-коммерции в Украине с другими странами, наш рынок отстает от американского на 10 лет, от российского или турецкого – на три. Но вопрос заключается лишь во времени.
Несмотря на трудные экономические времена, количество пользователей и покупателей в интернет-магазин не уменьшилось. Снизилась лишь средняя сумма чека на покупку в интернете. Продвинутые пользователи прекрасно разбираются в возможностях и преимуществах интернет-платформ. Одним из таких является сравнение цен на различных торговых ресурсах в один клик.
Покупательская способность населения несколько снизилась, поэтому большинство любителей совершать покупки в интернете предпочитают потратить больше времени на поиски лучшего товара от ведущего производителя за меньшую цену.
Для предпринимателей торговля в интернете также привлекательна даже в кризисное время. Отсутствие аренды офисов, услуг логистики и других организационных моментов облегчает ведение бизнеса. Тем более, что в 2015 году был наконец-то принят закон «Об электронной коммерции», регламентирующий и администрирующий многие законодательные моменты. Закон существенно упрощает отношения предпринимателей с налоговыми службами, а также разрешает транзакции на международном уровне, привлечение инвестиций и ведение деятельности за пределами страны.