Юрий Шевчук: «У многих политиков до сих пор холодная война в башке»
29 июля 2008 18:52 2238
Юрий Шевчук: «У многих политиков до сих пор холодная война в башке»

    По окончании всеукраинского тура, посвященного 1020-летию Крещения Руси, звезды российского рока поделились впечатлениями о путешествии по Украине. Откровения, колкости и уместные анекдоты...

...от гостей; досталось не только негостеприимному мэру Ивано-Франковска, но и украинскому Президенту, и коллегам по музыкальному цеху…

    Беседа с Юрием Шевчуком, а также с участниками и организаторами рок-тура, состоялась в киевском филиале РИА «Новости» в режиме видео-моста с Москвой.

    - Когда Олег Карамазов предложил нам участвовать в этом туре, я очень долго думал, у меня были большие сомнения, - делится своими впечатлениями о гастролях по Украине Юрий Шевчук. - Но потом я пришел к выводу, что это крайне необходимо. Я гражданин России и очень хочу, чтобы Россия и Украина жили в мире и дружбе. Это очень важно для меня лично, для моих друзей, для наших музыкантов, для группы. Поэтому мы поехали в этот тур. Мы не были миссионерами американского толка. Мы ходили в очках, в пиджаках. Не было этого радикального рационализма в отношении к религии, как у вас тут афроамериканец, популярный в Киеве, который кричит на каждом углу: «Молитесь Богу и будете миллионерами».

    Ничего этого не было, просто был разговор о духе. В каждом городе вспоминали о том, что человек состоит не только из двух полушарий, где правое – это холодильник, полный жратвы, а левое – это плита, на которой эта жратва готовится. Человек – это есть дух, у человека есть душа, это образ и подобие Божье, человек – это творец, человек – это очень много, часть Вселенной. Об этом мы спокойно и не назидательно говорили с людьми в 22 городах Украины. Я очень рад, что этот тур состоялся.

    Некоторые наши коллеги голые пляшут на корпоративах, развлекая сочащуюся жиром новую элиту общества, или на каких-то гламурных вечеринках. А мы работали на эту идею. Потому что сейчас очень важно думать не только о том, что нас ссорит, об этом и так очень много говорят и политики, и пишущая братия, и телеэфир. И в России, и в Украине, кстати. А нужно говорить и думать о том, что нас объединяет. И одной из мощнейших объединяющих вещей есть православная вера. Киевская Русь крестила все наши славянские государства. Нас эта вера объединяет.

    Сейчас главная задача, на мой взгляд, - гуманизация наших обществ, гуманизация России. Чтобы Россия без оскала наблюдала и смотрела на своих соседей, на братьев и сестер. Чтобы не пугала другие страны и все постсоветское пространство, а с улыбкой относилась и смотрела в мир. Также и Украина, я считаю, на это тоже способна.

    В общем, главное, что я вынес из этой поездки, что нет никакой ненависти и нелюбви к России. В Западной Украине мы собирали десятки тысяч людей на свои концерты. А молодежь нам подпевала и на русском, и на украинском языках. Царили любовь и братство.

    Интересно, что, приехав в Питер после первой части тура, многие мои друзья говорили: ну как? Я говорю: что как? Ну, как там, сложно было? Небось, на улицу не выходил в Западной Украине? Говорю, почему, выходил. Вы знаете, как накачали наши народы? Вкачали по венам, по мозгам какой-то гнилой раствор ксенофобии и ненависти. Ужасно! Мои друзья, интеллигентные ребята спрашивали: а что сложно было у вас там? Охраны, наверное, было много. Да ничего не было, отвечаю. Все было нормально…

    Я говорил о музыкантах, которые развлекают народ, и это здорово, наверное. Но есть еще сверхзадача у музыкантов. Есть примеры, и далеко ходить не надо: Джон Леннон, который боролся за мир и против войны во Вьетнаме, группа U-2 во главе с Боно, которая помогает голодающим в Африке. А в Одессе я даже рассказывал про Мадонну, которая спасает бразильских обезьянок… Многие музыканты в мире занимаются не только музыкой. И в этом ничего плохого, пафосного нет. Они служат какой-то идее, какому-то добру, и все их понимают.

    А у нас столько проблем - на нашем постсоветском пространстве. Я был на очень многих локальных войнах – и в Сербии, и в Чечне, и в Афганистане… Насмотрелся этой дряни – межнациональной розни, когда погибают дети, мирное население. Любая война – это чудовищно. Тем более, когда война идет на межрелигиозной или межнациональной почве. И не дай бог, чтобы это еще раз повторилось и было.

    Очень важно нам искать пути сосуществования. Политики эти все вымрут через тридцать лет, а народы наши останутся. Грузия останется, Прибалтика, Россия, Украина, Таджикистан… Как мы будем жить? В состоянии войны? Матерясь друг на друга, скрипя зубами? Или будем жить в любви и дружбе? Это важнейшая проблема, потому что у нас у всех есть или будут дети. Где они будут жить, в какой стране? Как они будут друг с другом общаться?

    Многие политики, не буду тыкать пальцем, у них до сих пор холодная война в башке. Эти политики размышляют по калькам, выведенным еще в 80-тые годы, во времена холодной войны. Но холодная война – это феодализм. Причем, суровый, темный феодализм, когда у нас враг всякий, кто на нас не похож. Так нельзя. Об этом я говорил в России, выступая на экономическом форуме. Как меня туда пустили, не знаю. Там я столкнулся с российскими националистами, которые больше похожи на шовинистов, и сцепился с ними. Если сейчас начинать опять строить империю Русскую, это будет война. Куда они тянут русский народ? Неужели они хотят одним штурмовым десантным батальоном захватить Украину? Нахлебались мы уже этого. Я считаю, что и у нас, и у вас должны вырасти какие-то другие, новые политики, - завершил свой спич Юрий Юлианович. А далее, по просьбе журналистов, рассказал о своей встрече с сыном, который служит в Севастополе.

    - Да, мой сын служит в армии. И так случилось, что он сейчас в боевом походе на Перекопе. Хотя, скорее, это не боевой поход, а визит дружбы. Они заходили в порты и Испании, и Турции, Африки, Туниса. Так совпало, что когда мы прилетели в Крым, сын мой также был в Севастополе. Мы встретились, вся команда была на нашем концерте. Замечательно поговорили. Ему осталось всего два месяца до приказа. А теперь, насколько мне известно, они опять ушли в Средиземное море. И, надеюсь, все будет хорошо.

    Мой сын честно служит Родине, России. Он – сержант морской пехоты. Никаких поблажек нет. Отслужил фактически уже два года. Поэтому я здесь перед своей Родиной чист, я никуда своего сына не прятал. Ни в какие-то там англии или америки. Мой сын нормальный парень, который очень любит Россию и прекрасно относится к Украине.

    -  Были ли какие-то конфликтные ситуации во время тура по Украине?

    - Был только один мэр Ивано-Франковска, который запретил играть концерт у себя в городе. Мы были в Ужгороде, когда нам перезвонили и за три дня до концерта запретили посещение Ивано-Франковска. Но уже через час нам перезвонил мэр Калуша, это в 60 километрах от Ивано-Франковска, и пригласил к себе. И весь Ивано-Франковск на автобусах приехал к нам на концерт. Я думаю, что этот мэр сам себе навредил. Выглядел он по-дурацки. Он сидел один в городе, у себя в кабинете, а все уехали в Калуш слушать Шевчука. Так это выглядело со стороны.

    И еще, два чувака в эфире накануне нашего концерта всю ночь говорили, что едут москали, чтобы отнять наши земли. На что я, уже на концерте в Калуше, сказал: ребята, приезжайте в Россию, у нас этой земли до фига… Всем хватит.

    Следующий вопрос прозвучал от московских журналистов, от радиостанции «Эхо Москвы». Российскую прессу интересовало, не опасается ли Юрий Юлианович, что ему запретят въезд в Украину после столь резких высказываний в адрес Президента Ющенко?

    - Не опасаюсь, потому что через год Ющенко уже не будет президентом. А следующие гастроли у нас через год, - без тени опасений отрапортовал Шевчук.

    Украинские же журналисты попытались вернуть Шевчука во времена "оранжевой революции". И напомнили, что когда-то он сказал, дескать,
что революцию делают герои, а пользуются ее плодами подлецы…


    - Да, я говорил, что революцию делают одни люди, а пользуются плодами – другие. Еще я говорил о том, Украина и Россия – братья и сестры. Я помню тот Майдан, и мне очень там понравилось быть. Замечательные глаза, жажда свободы. Я помню просто 91-й год в России. Наблюдать эти исторические моменты, эти подъемы национального самосознания, жажду духа свободы, безумной воли - это удивительно. Конечно, не было еще в истории таких моментов, когда бы это длилось вечно. Это было замечательно.

    Так вот, о Майдане. Тогда я тоже вышел, чтобы сказать о дружбе, о любви между Украиной и Россией. Но… Мне сегодня дали почитать заметку о том, что Ющенко наградил Филиппа Киркорова, гражданина Российской Федерации, званием народного артиста Украины. А Киркоров в тот момент, когда я пел «Не стреляй» на Майдане, он как раз рубил бабло на другой стороне. Представляете, какой парадокс? Я тогда стоял на Майдане, а теперь меня уже на Майдан не пустили. Зато Киркоров – народный герой Украины. Артист, неважно. Ющенко как-то заявил, что он не любит русский рок. Я понимаю, кого он любит. Но, с другой стороны, на это я ответил, что образованная часть киевской публики любит рок-н-ролл.

    - Вы красиво говорите о дружбе между Украиной и Россией. Но читая, что пишут граждане обеих стран друг о друге и об отношениях наших стран, можно ужаснуться. Россияне украинцев называют "оранжевыми обезьянами" и еще похлеще. Не кажется ли Вам, что российские СМИ просто культивируют такое отношение к Украине?..

    - Я бы посоветовал российским журналистам почаще бывать в Украине и общаться с обычными людьми. Потому что многие российские журналисты освещают только войну бизнесов. А в результате ссорят наши народы. На самом деле я против этой ксенофобии. И рублюсь с ними и в России также. И буду рубиться, пока у меня сил хватит. А как иначе? Что-то надо же делать.

    Народы заводят? Да, заводят. Многие политтехнологи российские мне не нравятся. Что они говорят, как они себя ведут. И многим людям в России это не нравится. Но мы рубимся, боремся. Надо что-то делать - и с вашей стороны, и с нашей стороны. Вот этот тур, может, он был каким-то первым моментом, когда объединились разные силы, а идея одна – любить друг друга.

    Здесь ремарку решил вставить Георгий Делиев – актер, режиссер комик-группы «Маски-шоу»:

    - Это, скорее всего, просто похоже на то, что, бывает, происходит в коммунальной квартире. Соседи сорятся, друг другу что-то в борщ подливают. Знаете, как это происходит на бытовом уровне? Точно так же и в других сферах жизнедеятельности. Это происходит в одинаковых пропорциях и среди журналистов, и среди политиков. Они точно такие же люди. И в каждой среде есть приблизительно одинаковое количество порядочных и непорядочных людей. Поэтому к этому нужно относиться философски. Ведь каждый самостоятельно выбирает дорогу, по которой он идет. А вообще, мы стараемся дружить со всеми. Великие мудрецы утверждают: все люди братья, и всех Бог создал по своему подобию. И каждый из нас делает свой выбор, с кем дружить. А мы стараемся дружить со всеми.

    Все люди братья, это утверждает не только православная церковь, это, по-моему, все религии утверждают. Все произошли от Бога. Он нас создал по своему подобию. Так зачем же воевать, зачем сориться?

    Шевчук добавил, не сдержался:

    - А некоторые люди произошли от Дарвина…

    Так как Москва свои вопросы к Шевчуку исчерпала, то киевские журналисты решили продолжить тему Майдана. "Если будет в Украине второй Майдан, Вы на нем выступите?" - интересовались киевские масс-медиа.

    - Смотря чему он бы служил. Как говорят у нас на улице, я за любой кипиш. Но с другой стороны – должны быть родственные моей душе идеи. Поверьте, каждое мое движение – это плоды больших раздумий. Это правда.

    Лучше вы спросите меня, как я отношусь к женщинам! Хватит о Майдане. Спросите, были ли у меня романы в Украине? И я вам отвечу: за этот тур у меня было 10 встреч с дамами с собачками!

    Эффектную финальную точку в беседе с журналистами поставил Делиев:

    - Мне анекдот по этому поводу вспомнился. Председателя партии пофигистов на пресс-конференции спросили: "Что Вы можете сказать о своей программе?" А он отвечает: "Так мы ж партия пофигистов, нам все по фиг". - "Ну, как, у вас же есть какие-то съезды партии?" - "Да нет, нет у нас съездов, мы ж пофигисты, нам эти съезды по фиг". - "Ну, хорошо, у вас же какие-то принципы существуют?" - "Я ж вам говорю, мы – пофигисты. Нам все принципы – по фиг". - "Что, и женщины вам по фиг?" - "Нет, ну женщины, конечно, не по фиг". - "Но это же расходится с вашими принципами?" - "А нам принципы – по фиг…"

 

    daily.com.ua